Energy

Итого: 0 руб.

Битва при НПЗ

Ученые против размещения нефтяного производства в заливе Восток

электрик находка

Дальневосточная экологическая общественность против размещения нефтеперерабатывающего завода компании «Роснефть» в заливе Восток Приморского края. Соответствующие обращения за подписями наиболее авторитетных специалистов региона будут направлены в Москву.

Споры вокруг строительства Приморского НПЗ компании «Роснефть» в районе Находки уже давно будоражат местную общественность. Еще минувшей осенью председатель ДВО РАН академик Валентин Сергиенко направил президенту РАН Юрию Осипову письмо с просьбой повлиять на правительство и добиться изменения места строительства НПЗ — то есть перенести промплощадку из залива Восток в залив Находка, а конкретно — в район Хмыловки, неподалеку от конечной точки нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Несколько позже президиум ДВО РАН принял решение «признать недопустимым размещение Приморского НПЗ и его терминала на территориях водосбора залива Восток в связи с опасностью для жизни и здоровья населения г. Находка, угрозой утраты биоразнообразия, биоресурсного и рекреационного потенциалов залива Петра Великого Японского моря». Ученых поддержали Управление Росприроднадзора по Приморскому краю и Минприроды РФ.

Вместе с тем еще в прошлом году на берегах залива Восток начались работы на местности с использованием тяжелой техники. Однако весной у ученых появились определенные основания для оптимизма: 22 марта государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) дала отрицательное заключение на представленный проект, поскольку проектная документация не соответствовала экологическим требованиям, а Ростехнадзор утвердил это заключение.

Казалось бы, атака отбита, но вскоре начался второй раунд: проект строительства НПЗ снова подан на государственную экспертизу. По словам кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника Института биологии моря ДВО РАН Дмитрия Вышкварцева, заключение должно быть готово в срок до 25 августа.

Каким будет итог теперь — неизвестно. Самым внимательным образом вопрос с НПЗ обсуждается на заседаниях Координационного совета по экологическим проблемам Приморского края. По информации совета, на проведение общественной экологической экспертизы (обязательная процедура перед государственной экспертизой) уже подала заявку столичная организация «Экологическое движение конкретных дел», которую специалисты называют «карманной фирмой», выдающей нужные нефтяным компаниям заключения. Однако дальневосточные специалисты намерены провести независимую общественную экологическую экспертизу. Решено силами Координационного совета подготовить пакет документов для передачи их в ряд столичных инстанций, в том числе в Совет безопасности РФ. Ученые называют проект строительства Приморского нефтеперегонного завода и нефтеналивного терминала в заливе Восток «вредоносным» и «нецелесообразным». Они считают, что существующих на Дальнем Востоке двух нефтеперегонных заводов — в Комсомольске-на-Амуре и в Хабаровске — после их модернизации с лихвой хватит для обеспечения нефтепродуктами всего Дальнего Востока. «Размещение НПЗ на площади водосбора реки Литовка в пади Елизарова в заливе Восток представляет опасность для жизни и здоровья населения и нанесет непоправимый ущерб государственному природному комплексному морскому заказнику «Залив Восток», являющемуся местом воспроизводства около 700 видов ценных морских животных, в том числе включенных в Красные книги России и Приморского края. С точки зрения экологической безопасности и экономической целесообразности предпочтительнее расположить Приморский НПЗ к востоку от порта Восточный — в пади Прудиха, а нефтяной терминал — в бухте Краковка или в восточной части залива Находка, — указывают авторы документов. — Мы понимаем масштабность задач, стоящих перед правительством России, и необходимость их реализации, но это не дает право аппарату чиновников государственной власти принимать скороспелые, непродуманные и конъюнктурные решения. Мы не против большого и развивающегося бизнеса, мы только требуем, чтобы он строился на разумной и безопасной основе».


Новая система госзакупок

электрик находка

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который сменил Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Задача закона о контрактной системе – изменить принципы работы государственного и муниципального заказа, сделать закупки максимально эффективными и открытыми, усилить антикоррупционный контроль. Новый закон позволит закупать более дорогие, но и более качественные товары. При этом, заказчики смогут избежать обвинения в нерациональном использовании бюджетных средств, если докажут целесообразность таких закупок.

В тоже время, нормы Федерального закона № 44-ФЗ возлагают на заказчика ответственность не только за формальное соблюдение всех процедур, но и за конечный результат закупки. Заказчику необходимо будет планировать, обосновывать и отвечать за эффективность закупки.

Правила планирования закупок стали более сложными и жесткими. Так, согласно новому закону вводится обязанность формирования плана закупок (как правило, на трехлетний период), плана графика-закупок (на каждый год), а также обоснования закупок (составляется для каждой закупки). По нормам закона, закупки, не предусмотренные документами планирования, не могут быть осуществлены.

Расширен круг лиц, которые должны будут планировать закупки за счет бюджетных средств по правилам 44-ФЗ. Это не только государственные и муниципальные заказчики, бюджетные учреждения, но и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные юридические лица. При этом бюджетным учреждениям предоставлено право «вывести» из-под действия Закона № 44-ФЗ некоторые виды закупок и осуществлять их по 223-ФЗ: это закупки за счет грантов, так называемые контракты «второй руки», а также закупки за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Кроме того, Законом № 44-ФЗ регламентированы правила централизации закупок как на уровне публично-правового образования, так и на уровне главного распорядителя бюджетных средств.

В контрактной системе появились нормы антидемпингового характера. При снижении цены контракта на 25% участник процедуры обязан будет предоставить финансовое обеспечение, превышающее обеспечение исполнения контракта в полтора раза, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Или информацию, подтверждающую добросовестность поставщика, при контракте от 15 млн. руб. и менее. При НИОКР критерий наименьшей цены не будет являться самым весомым фактором, определяющим победителя, – и это еще одна из новаций контрактной системы.

В целях развития малого и среднего бизнеса определенная доля закупок будет осуществляться именно у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных организаций.

Вопросам открытости и прозрачности закупок для государственных и муниципальных нужд в контрактной системе уделено особое внимание. В законе есть жесткое обязательство заказчика предоставлять достаточно широкий перечень информации для осуществления общественного контроля. Введение в действие Единой информационной системы (ЕИС) начиная с 2016 года приведет к тому, что любой гражданин, не говоря уже об общественных организациях, сможет получать информацию о государственном и муниципальном заказе (за исключением информации, составляющей государственную тайну).

Общественность получит новые полномочия в сфере контроля закупок. Если раньше граждане могли сигнализировать о нарушениях только в правоохранительные органы, то контрактная система наделяет общественные организации и объединения юридических лиц правом обращения в суд от своего имени при выявлении таких нарушений.

Нормы Закона о контрактной системе закрепляют обязательность общественного обсуждения отдельных категорий закупок и устанавливают случаи и порядок проведения обязательного общественного обсуждения таких закупок.

Согласно новому закону, еще на стадии планирования закупки общественность имеет право высказаться о ее целесообразности и обсудить стартовую цену. Общественное обсуждение закупок, стоимость которых составляет более 1 млрд. рублей, стало обязательным. Новый закон призван ввести дополнительные случаи обсуждения госзакупок, которые будут контролироваться обществом.

Общественные слушания по закупкам (в них может участвовать любой гражданин) проводятся по инициативе заказчика или по обращению общественных организаций и объединений юридических лиц. По результатам слушаний возможны изменения в документах планирования закупок или полная отмена заказа. Не обсуждаются с общественностью только закупки с закрытой формой определения поставщика и закупки у единого поставщика, информация о котором составляет государственную тайну.


buttons